Мета́л (реже мета́лл, ме́тал) — музыкальное направление, выросшее из рок-музыки в конце 1960-х — начале 1970-х гг. Для метала характерны агрессивные ритмы и сильно искажённый гитарный звук, достигаемый за счет использования особого гитарного эффекта под названием дисторшн (англ. distortion — «искривление», «искажение»), обязательно присутствие гитарного риффа. Метал имеет достаточно большое число подстилей, от сравнительно «мягких» (таких, как, например, классический хеви-метал) до весьма «тяжёлых» и неприемлемых для большинства неподготовленных слушателей (дэт-метал, блэк-метал, дум-метал и т. п.). Смысл и идейная направленность песен сильно разнится от направления к направлению; так, для дэт-метала типичны темы жизни и смерти, для дум-метала — темы печали, меланхолии и отчаяния, для блэк-метала — оккультные темы, пауэр-метал отличается жизнеутверждающей тематикой лирики и т. д.[источник?]
Поклонников метала называют металистами или металхэдами (англ. metalhead).

Направления метала

Аванга́рд-ме́тал (англ. avant-garde metal) — одно из направлений метала, вобравшее в себя элементы прогрессивного, симфонического, викингского, языческого, фольклорного и некоторых других поджанров метала. Отличается большим количеством музыкальных экспериментов со звуками, инструментами и структурой песен.
Авангард-метал возник в конце 1980-х — начале 1990-х в Швейцарии и Норвегии. Типичные инструменты: гитара, бас-гитара, клавишные, синтезатор, скрипка, сэмплер, ударные.

Альтернативный металhttp://freesoul.topf.ru/viewtopic.php?id=12

Инда́стриал-ме́тал или индустриа́льный мета́лл (англ. Industrial metal) — музыкальное направление в рок-музыке, образовавшееся в конце 80-х предположительно в США и Великобритании в результате слияния двух жанров — индастриала и хеви-метала. Для обсуждаемого направления характерно использование риффов из хеви-метала, «индустриального» синтезатора, сильно искажённого звука гитар и «жёстких» вокалов (впрочем, в отдельных случаях встречается чистое звучание). Индастриал-метал охватывает подстили аггро-индастриал и колдвейв. Иногда в этом жанре можно наблюдать использование отдельных элементов из нью-метала и постпанка.

Нью-метал (англ. nu metal, жаргонное от англ. new metal — новый метал) — музыкальный жанр, появившийся в середине 1990-х годов. Считается, что на этот жанр оказали влияние гранж и альтернативный метал ранних 1990-х. Также в музыке нью-метал-групп используются хип-хоп, электроника, другие жанры метала, в особенности трэш-метал и грув-метал.
Наиболее известными нью-метал-группами являются Korn, System of a Down, Deftones, Mudvayne, Slipknot, Godsmack. Из российских групп наиболее известны Психея, Tractor bowling и Amatory.

Фанк-металСам фанк основался в точном звучании в середине 80-ых, благодаря группе Red Hot Chili Peppers. Fith no more смешали фанк, heavy metall, гранж, хард рок, пост трэш и добавили абсолютное новое звучание.
Позже в фанк стали добавлять реп, новое оригинальное звучание бас-гитары, так называемый «слэп». Фанк оказал самое большое влияние на nu metal — стиль, основанный на смеси фанка, треша, гранжа и репа, также элементы индастриала.

Блэ́к-ме́тал или просто блэк (англ. Black metal, от англ. black — «чёрный»; норв. svartmetall) — музыкальный стиль, одно из экстремальных направлений метала.
Блэк-метал появился в начале 1980-х, а первым произведением в этом стиле считается альбом группы Venom «Black Metal», от которого и произошло название стиля, хотя многие называют в качестве основоположника стиля группу Bathory. В истории блэк-метала выделяют две волны. К первой относят прото-блэк-метал, самые известные представители которого — Venom и Bathory, ко второй — группы, окончательно сформировавшие жанр в начале 90-х (в первую очередь, норвежские и шведские). Иногда говорят о третьей волне, существующей с конца 90-х, но это мнение разделяется далеко не всеми.

Ви́кинг-ме́тал или ви́кингский мета́л (англ. Viking metal) — подстиль музыкального направления метал, образовавшийся в 1988 году в Швеции, зародившись из блэк-метала. Сам термин используется скорее для описания лирических и тематических элементов песен, исполненных в этом стиле, нежели для классификации самой музыки. Немалое влияние на жанр оказали сторонние направления, среди которых можно выделить уже упомянутый блэк-метал, а также дэт-метал, пауэр-метал, трэш-метал и другие.
Существуют критерии, по которым можно выделить песни в подобном стиле. Основным таким критерием является выражение почтения к языческой германской культуре и/или культуре викингов, а также отречение от христианства. Большинство исполнителей викинг-метала — коренные скандинавы и немцы, да и сама музыка, как правило, описывает скандинавский эпос. Некоторые группы пишут тексты своих песен на старонорвежском, шведском, финском, исландском и других языках.
Очень часто в песнях используется белый стих, то есть песни не рифмуются. В частности, такой пример обычен для переложения древних скандинавских баллад на метал: изначально скандинавские баллады, произошедшие от скальдических стихов, не рифмованы.

Готи́ческий мета́л или го́тик-ме́тал (англ. gothic metal или goth metal) — Название стилю дал альбом Paradise Lost «Gothic» (1991). Среди особенностей готик-метала следует выделить малораспространенное в других стилях метала использование женского бэк-вокала. Женский бэк-вокал появился впервые на таких альбомах как Always… (1992) голландцев The Gathering и Lepaca Kliffoth (1995) шведов Therion (хотя Therion не относятся именно к готик-металу).

Дарк-метал (англ. Dark metal) — термин, часто используемый для описания тёмной металической музыки. Название дал альбом немецкой группы Bethlehem «Dark Metal» (1994).
Дарк-металические группы обычно смешивают такие метал-стили как дум, блэк, готик, иногда добавляют дарквэйв. Этот термин дан для характеристики очень мрачного звучания с суицидальными настроениями, в котором смешаны элементы дума и блэка, часто сочетание скриминга и быстрых пассажей с думовой музыкой. В целом, менее тяжелый, но более депрессивеый и суицидальный, чем другие подстили дума.

Дум-ме́тал (англ. doom metal, от doom — «рок», «гибель», «злая судьба») — музыкальное направление, экстремальный стиль метала.
Doom-metal - жёсткая и тяжёлая метал-музыка. Основа - классические инструменты метала: гитара(ры), бас и барабаны. Это музыка апокалипсическая, болезненная, как правило, весьма монотонная (особенно, если речь идет о традиционной groove-основе дума), медленная и далеко не всегда мелодичная. Строй гитар зачастую низкий, бас - качевый, риффы - грубые, встречаются характерные гитарные "пробуксовки", визжащие фидбэки, "угасающие" трели соло и.т.д.
Классический дум можно узнать по специфике звучания (развитие и утяжеление хард-рок начинаний Black Sabbath, Pentagram, Bedemon, отчасти - блюзовые элементы на фоне угнетающих гитар, грув (groove - рутина, зацикленость, определенный ритм), внезапные рок-н-ролльные ускорения и т.д.).
Что касается понятия doom/death, то это несколько иная тропа развития метала, при современном распорядке вещей, имеющая не очень много общего с традиционным думом и классическим дум-металом. Однако, это своеобразный экстремальный и оригинальный жанр.
Из музыкальных проектов направления doom-metal в России наиболее известны Black Sabbath, Candlemass, Reverend Bizarre, Krux и Cathedral.Что касается направления doom/death, то в России наибольшую известность завоевали Paradise Lost, Anathema и My Dying Bride.

Дэт-ме́тал (также дэс-, дэф-; англ. death metal, от death — «смерть») — одно из экстремальных направлений метала. Дэт-метал возник в 80-е и ранние 90-е годы в США (в первую очередь в штатах Флорида и Калифорния), Европе (Великобритания и Швеция) и Канаде.
Дэт-метал, как и большинство поджанров метала, трудно поддаётся определению и классификации. Некоторые музыканты и поклонники метала имеют собственное представление о жанре и его поджанрах. Другие считают такую категоризацию ограничивающей и бесполезной. Часто можно отметить пересечение одного направления дэт-метала с другими, а также влияние «неметалических» жанров.

Дэткор (англ. Deathcore) — подстиль метала, который образовался в результате слияния двух музыкальных направлений: металкор и дэт-метал. Родиной дэткора принято считать США. Его структура и эстетика песен ближе к металкору; от дэт-метала же обсуждаемый жанр перенял скорость, тяжесть и метод риффинга. В качестве вокала в дэткоре обычно используется более низкий (гроулинг) и более высокий (скриминг), так же часто встречается особый вид вокала, позаимствованный у грайндкора (горграйнд) — guttural vocals/pig squeels (гуттурал, хрюканина).

Металкор (англ. Metalcore) — жанр хардкора, основанный на соединении с металом. Хотя жанр популяризировался в новом тысячелетии, это не означает, что он появился в это время. Следует учитывать, что многие группы (например, Integrity) появились ещё в 1980-х.
Определить сам звук металкора однозначно невозможно в принципе, так как многие команды смешивают хардкор различных школ и разномастный метал, при этом так же вкрапляя и частицы других жанров, что само собой делает металкор разнообразным для слушателя. Изначально стиль назывался «кроссовером», то есть смешением различных по сути жанров воедино. Ближе к XXI веку, само определение «кроссовер» потеряло свою сущность, зато появилось слово «металкор», наиболее отражающее то, что стали играть многие музыкальные коллективы. По сути, современный металкор — это смешение хардкора новой школы как основы и шведского мелодичного дэт-метала или трэш-метала как составляющей части. Вокальные партии в подавляющем большинстве случаев имеют корневую основу скримо, а так же нью-метала.
В начале 90-х не было такого сильного влияния на металкор метала как такового, это пришло лишь со временем, изначально в металкоре лишь отчасти использовались метал риффы и соло партии, уже ближе к концу XX — началу XXI вв. добавились многочисленные бластбиты, кардан и пр. чисто металические фишки, но главным всё же оставались неповторимые для других стилей брэйкдаун. Ближе к 1997 году металкор стал очень популярен во всём мире, т. к. сам текст жанра нёс в себе очень многие истины жизни,раскрывал более правильные понятия о человеке, делая каждого слушающего в некоторй степени «психологом». Так же привлекательность жанра состояла в великолепном и очень необычном звучании гитар и ударных благодаря смешению с хардкором мелодичного дэт-метала и трэша, а так же эмо и нью-метала, гитарные партии металкора было практически невозможно повторить — только очень умелые мастера могли это сделать. Сейчас металкор стал более религиозным,в текстах часто затрагивается тема «влияния» ангелов на людей. Молодые группы, такие как Bullet for My Valentine, As I Lay Dying, Caliban, Callisto, Antagonist, Arkangel — ещё больше раскрыли темы взаимоотношений и эмоций,а так же мистического влияния ангелов. В наши дни в Америке, Великобритании, Франции, Италии, Швеции, Финляндии, России, некоторых странах СНГ, а так же Австралии и Новой Зеландии набирает силу движение под названием «ангелы металкора». По большей части это — молодые люди, которые, благодаря умным текстам и мистическим контекстам металкора, научились воспринимать жизнь по новому. Их основная цель — это распространение металкора среди общих масс людей в надежде сделать этот мир лучше. Сами же молодые люди очень отзывчивы и очень трепетно относятся к любви и верности — по их словам, они живут этим.

Маткор (англ. mathcore) (также известен как тех. метал, тех. хардкор, и мат метал) — это стиль (поджанр) металкора, узнаваемый по высокому уровню технического музыкального мастерства. Для маткора характерен диссонанс, то есть смещение такта в гитарных и ударных партиях. Прародители субжанра — группы Deadguy, Converge, Kiss It Goodbye, Training for Utopia, Botch, Turmoil, Coalesce, Bloodlet, Groundwork, Resurrection, Acme, Nerv and Starkweather.

Мошкор (англ. Moshcore) — особый стиль хардкор/металкор-музыки с явным преобладанием брэйкдаунов в музыке, качающими моментами, которые буквально-таки призывают к мош-дэнсингу. Сочная злая музыка, простая по технике, но мощная по отдаче. В большинстве своём представлена ньюскул-хардкором типа Irate, Shattered Realm, Full Blown Chaos и пр.

Па́уэр-ме́тал (англ. power metal, от power — «мощь», «власть», термин происходит от англ. Power chord - аккорд из звуков в квинту и октаву, сыгранный на электрогитаре) — одно из направлений метала. Характеризуется более высокой скоростью исполнения, чем «классический» хэви-метал, но также большей мелодичностью, чем спид-метал. Родоначальником пауэра считается группа Helloween, выпустившая в 1987—1988 гг. двойной альбом «Keeper of the Seven Keys», ставший эталоном пауэр-метала. Пауэр-метал в том виде, в котором его создали Helloween, можно назвать достаточно оптимистичной и жизнеутверждающей музыкой (иногда данную тенденцию называют «happy metal» — «счастливый метал»). Позже пауэр-метал получил большое распространение в Европе и особенно в Финляндии, где были образованы многие популярные сегодня пауэр-группы, такие как Stratovarius, Sonata Arctica, Nightwish. Некоторые (например, Blind Guardian) использовали несколько более мрачное и зачастую «эпическое» звучание.
Весьма популярной темой песен в современном пауэр-метале является фэнтези и вообще фантастика. Blind Guardian, например, записали в 1998 году концептуальный альбом «Nightfall In Middle-Earth» по «Сильмариллиону» Дж. Р. Р. Толкина.
Также пауэр-металом иногда называют направление метала, которое развилось в США в начале 1980-х гг. как более агрессивная форма традиционного хэви-метала (в чём-то сродни трэш-металу). В качестве представителей этого направления зачастую называют Manowar. Это направление, однако, не получило обширного развития и угасло со временем; в наши дни под термином «пауэр-метал» обычно понимают созданное Helloween направление.

Пост-метал — музыкальный жанр, представляющий собой смесь таких жанров как пост-рок и метал, корнями уходящими в прогрессивный рок и индастриал. Жанр в основном характеризуется искаженным гитарным звуком, привычным для метала, мрачной атмосферой, постепенной эволюцией структуры песен и минимальной выразительностью вокала.
Владелец лейбла Hydrahead Records и фронтмен группы Isis Арон Тёрнер назвал этот жанр thinking man's metal, указывая на связь с арт-металом и авангардом, пытаясь уйти от каких бы то ни было жанровых ограничений, присущих металу. Пост-метал — одно из названий для нарождающейся сцены, существует также названия instro-metal , postcore, art metal , а также множество других.

Прогре́ссив-ме́тал или прогрессивный мета́лл (сокр. прог-метал) - подстиль метала. Этот жанр основывается на прогрессивном роке и включает в себя комплексные композиционные структуры, причудливые музыкальные размеры и интригующую технику игры на музыкальных инструментах. Высочайший уровень профессионализма музыкантов часто комбинируется с лирическим в форме концептуальных эпических текстов, результатом которых являются довольно длинные песни и концептуальные альбомы. Результатом этих факторов является то, что прогрессив-метал редко можно услышать по радио и не увидишь по телевизору.

Языческий метал (также паган-, пэган-, пейган-метал — от англ. pagan metal — языческий метал) — направление в экстремальном метале, возникшее в результате эволюции блэк-метала. Наиболее близкие жанры — викинг-метал, фолк-метал. Одной из первых групп, создавшей жанр, можно считать польский Behemoth. Большой вклад в популяризацию язычества внёс создатель Burzum Варг Викернес. Характерной чертой поджанра являются языческая тематика песен, сочетание чистого и рычащего вокала (гроулинг). Гитарная игра также может быть основана на трэш-метале, иногда небрежна. Используется много народных инструментов, однако эталоном жанра считаются группы, создающие «языческую» атмосферу засчёт мастерства игры и понимания традиций. Часто группа, играющая пэйган-метал, связана с радикальной организацией или является проповедником националистических или нацистских (NS Pagan Metal) идей.
Наибольшее распространение получил в странах, где в большой популярности пользуется неоязычество — в Польше, России, Германии.

Симфо́ник-метал (си́мфо-метал; англ. symphonic metal) — музыкальный стиль, в котором соединены метал и классическая оркестровая музыка (чаще всего используются аранжировки, имитирующие симфоническую музыку). При создании музыки в этом стиле часто используется женский вокал, хор, симфонические музыкальные инструменты или их имитация с помощью синтезатора, нередко при записи используется полноценный симфонический оркестр. Для жанра характерны концептуальные альбомы, дуэты и хоры из нескольких вокалистов.

Спид-ме́тал (англ. speed metal, от speed — «скорость») — одно из направлений метала. Спид-метал характеризуется достаточно высокой скоростью исполнения (большей, чем у «классического» хэви-метала). Спид близок к трэш-металу, но обычно несколько более мелодичен и демонстрирует меньшее влияние панк-рока. Пауэр-метал, родственный жанр, произошёл от развития спид-метала в сторону большей мелодичности и чистого вокала.
К спид-метал традиционно относят группу Motorhead, ранние альбомы Blind Guardian («Battalions of Fear», «Follow the Blind»), Helloween («Walls of Jericho») и первый альбом Metallica «Kill 'em All» также выдержаны в этом стиле. К спид-металу иногда относят ранние работы Iced Earth, Rage, Running Wild, музыку Judas Priest периода альбома Painkiller.
В последние годы термин иногда применялся к тем группам пауэр-метала, которые исполняют музыку на большой скорости — Dragonforce, Children of Bodom, Stratovarius, Sonata Arctica. Однако, поскольку эти группы заметно отличаются от спид-метала 80-х, другие критики характеризуют их новым термином «экстремальный пауэр-метал» (англ. extreme power metal).

Трэш-ме́тал (англ. thrash metal, от to thrash — «молотить», «колотить») — музыкальное направление, подстиль метала. Характеризуется достаточно высокой скоростью исполнения и большей жёсткостью ритм-секции, чем классический хэви-метал, вкупе с техничными скоростными соло и басово-гитарным тремоло. Родиной трэш-метала считается Калифорния, где в начале 80-х годов прошлого века местные группы, вдохновлённые успехами NWOBHM, внесли в классический хэви-метал больше скорости, традиционный американский хардкор и немного атмосферы панк-рока. Ближайшим родственным жанром раннего трэша был спид-метал, и поначалу критики не разделяли их, однако позднее спид эволюционировал в мелодичный пауэр-метал.
Одним из альбомов, положивших начало данному направлению, считается «Kill 'Em All» группы Metallica, записанный в 1983 году. Наиболее известными американскими трэш-группами считаются Metallica, Megadeth, Slayer, Anthrax (эти группы еще называют «большой четверкой трэш-метала»), Exodus, Overkill, Testament.
Параллельно трэш-метал развивался в Германии. Немецкий трэш характеризуется более жёстким и плотным звуком. Наиболее заметными представителями данной школы являются Destruction, Kreator, Sodom, Holy Moses, Tankard, а также швейцарская группа Coroner.
Пик популярности трэш-метала пришёлся на середину — конец 80-х гг. Трэш-метал группы Venom, Bathory и Celtic Frost в середине 80-х записали альбомы, которые отличались сырым и грязным звучанием и оккультной тематикой и которые считаются первыми альбомами в жанре блэк-метала.

Грув-метал (от англ. groove — ритм) — поджанр трэш-метала, который принял свою настоящую форму в 1990-е годы. Кроме трэш-метала, грув-метал сочетает в себе такие музыкальные жанры 1980-х гг., как хэви-метал, хардкор, и дэт-метал.
Альбомы начала 1990-х гг., такие как Slaughter in the Vatican группы Exhorder и Arise группы Sepultura положили начало грув-металу, но по прежнему доминирующим стилем в них был трэш-метал. Грув-метал оформился как жанр спустя пару лет в альбомах Vulgar Display of Power группы Pantera, Chaos A.D. группы Sepultura, La Sexorcisto: Devil Music, Vol.1 группы White Zombie и Burn My Eyes группы Machine Head.

Фо́лк-ме́тал (англ. folk metal) — одно из направлений метала, вбирающее в себя элементы фолка и этнической музыки. Является более тяжелой формой развития фолк-рока, содержит в себе элементы арт-рока. Близкие к фолк-металу направления — викинг-метал, пэган-метал.

Хе́ви-ме́тал (англ. Heavy metal, «тяжёлый металл») — одно из направлений метала (имеющее далеко не самое «тяжёлое» звучание по сравнению с некоторыми другими направлениями). Обычно этим термином называют «классический» метал в том его виде, в котором он был создан в начале 1970-х гг. такими группами как Black Sabbath и Judas Priest. Однако иногда под хеви-металом понимают метал вообще (это особенно распространено на Западе). Главным отличием хэви-метала от прочих поджанров метала, сформированных в дальнейшем, являются гитарные соло и использование высокого вокала. Родившийся из ужесточённого звучания таких групп конца 60-х гг., как Cream и The Who, в целом этот стиль являлся более мрачной трактовкой традиционных блюзовых тем. Собственно в то время никто не называл подобную музыку «металлом». Это был «тяжёлый рок» или хард-рок – смесь блюза, байкерского имиджа и психоделии. И если быть до конца честным, то более точного определения металла 70-х годов не существует и сегодня, ведь никто не назовёт Led Zeppelin, Slade, AC/DC, UFO или The Stooges истинно металическими? Но все они сыграли ключевую роль в том, как металл становился собой. Эталонными альбомами металла 70-х годов можно считать одноимённый дебют Black Sabbath и «Machine Head» Deep Purple. Также к прослушиванию рекомендуются «Overkill» Motörhead, «Sad Wings of Destiny» Judas Priest, «Loverdrive» Scorpions.
В конце 1970-х гг. стремительно набравший обороты панк-рок загнал английскую металлическую сцену глубоко в андеграунд. Для Америке это же не стало тем взрывом, который отбросил всех динозавров рока и создал собственную эстетику и философию – там по-прежнему фанатели от таких монстров как Aerosmith, Kiss, Тед Ньюджет. Однако вскоре ситуация на Туманном Альбионе претерпела изменений. Вдохновлённые панковским «самиздатовским» подходом многие молодые и талантливые металлические группы принялись сами организовывать свои концерты, издавать альбомы за свой счёт, что доселе было просто немыслимо без подписания контракта с мейджор-лэйблом. Культурный прорыв на британской сцене получил название новая волна британского хеви-метала (англ. New wave of British Heavy metal, сокращённо NWOBHM). Название было дано корреспондентом журнала Sounds Джеффом Бартоном. Характерными представителями НВБХМ стали Iron Maiden, Saxon и Def Leppard. Группа Venom, считающаяся прародительницей блэк-метала, обрела свою популярность также на гребне Новой Волны. Помимо вышеназванных флагманов движения в своё время известность приобрели Savage, Angel Witch, Blitzkrieg, Holocaust, White Spirit, Praying Mantis, Jaguar, Sledgehammer, Paralex, Samson, Tygers of Pan Tang, Diamond Head. А также ещё около двух сотен групп, имена которых Вы врядли услышите вообще.
Эталонным звучанием стали альбомы Iron Maiden «Iron Maiden», Venom «Welcome to Hell», Diamond Head «Lighting to the Nations», Witchfynde «Give Em Hell», Tygers of Pan Tang «Wild Cat». Из существующих сборников аутентичной НВБХМ возможно самыми лучшими могут служить «Lighting to the Nations: NWOBHM 25th Anniversary» и старенькая «The New Wave of British Heavy Metal 79 Revisited» — двойной диск, когда-то давно составленный Ларсом Ульрихом из Metallica и Джеффом Бартоном.
Помимо Британии хеви-метал получил своё распространение в Америке (Virgin Steele, Manowar), Германии (Scorpions, Running Wild) и Франции (Trust). Однако там, в отличии от своей прародины, он носил скорее придаточный характер и не получил широкого распространения.
В СССР хеви-метал-группы стали появляться в середине 1980-х в Москве: «Чёрный кофе», «Ария», «Легион», «Мастер».
И группы-представительницы металла 70-х гг. и участники Новой волны британского хэви-метала внесли огромный вклад в дальнейшее развитие метала и, несомненно, повлияли на дальнейшее образование спид-, трэш- и дэт-метала. Некоторые из них по-прежнему успешны, продают тысячи пластинок и собирают миллионные стадионы.

Христианский метал (белый метал, светлый метал, англ. White Metal) — «жизнеутверждающий» метал — антоним понятия «блэк-метал», относящийся в основном к жизнеутверждающим текстам песен отдельных метал-групп. Не имеет почти никакого отношения к собственно стилю музыки группы, его исполняющей (хотя стоит заметить, что чаще всего это хэви-метал). В настоящее время данный термин употребляется крайне редко, и, как следует из вышесказанного, не имеет никаких именно музыкальных характеристик (в отличие от блэк-метала, который стал достаточно самобытным направлением).
В России присутствует стиль, носящий характер синонима, — «светлый метал», не получивший широкого распространения и известности. Своё название он почерпнул из соответственно названного альбома группы «Чёрный кофе», вышедшего в 1983 году. Это был один из самых первых относительно законно изданных метал-альбомов в России, что придало ему первоначально фантастическую для советской публики популярность.